Военный коммисариат города Альметьевск

  
Отдел ВК РТ по г. Альметьевск и Альметьевскому району далее >>>
 
70 ЛЕТ НА СЛУЖБЕ ОТЕЧЕСТВУ
 
После Октябрьской революции 1917 года созданием вооруженных сил на местах ведали различные органы: штабы, военно-революционные комитеты, а позже были созданы местные советы, включавшие в себя военные отделы.
8 апреля 1918 года декретом Совета Народных депутатов «О создании военных комиссариатов» были учреждены волостные, уездные, губернские и окружные комиссариаты по военным делам.
В соответствии с этим декретом на военные комиссариаты возлагались:
- проведение мероприятий по учету годного к военной службе населения, его призыву;
- формирование вооруженных сил республики;
- всеобщее военное обучение рабочих и неэксплуатирующих чужого труда крестьян;
- удовлетворение материальных потребностей местного снабжения.
Постановлением Совета народных комиссаров от 7 июля 1938 года было учреждено новое «Положение о местных органах военного управления». Были созданы самостоятельные военные комиссариаты в автономных республиках, краях, областях, городах и районах, на которые были возложены задачи учета мобилизационных ресурсов и призывных контингентов, их подготовка, распределение по соответствующим родам войск и призыв на действительную военную службу. В результате проведенной реорганизации сеть районных военных комиссариатов была расширена в три с лишним раза, что в значительной мере улучшило систему учета военнообязанных и организацию их призыва в условиях мирного и военного времени.
            На основании данного Положения 26 января 1939 года был образован Альметьевский районный военный комиссариат.
Первым районным военным комиссаром с. Альметьево был техник-лейтенант Павлов А.А.
На первых порах штат состоял всего из трех офицеров, а именно: военного комиссара, начальников первой и второй части, начальника АХЧ и троих рабочих (сторожа, уборщицы и конюха).
Первое здание военкомата было одноэтажным деревянным, находилось оно на улице Коммунальная (ныне ул. Тагирова), напротив средней школы №1.
В 50-е годы военкомат переехал в здание, которое находилось напротив ДК им. Горького. История не сохранила, к сожалению, названия улицы, на которой находилось это здание, но зато история оставила для нас несколько небезынтересных документов свидетельствующих о духе того времени. Из них ясно видно, что становление военкомата проходило в сложных условиях.
Великая Отечественная война выдвинула перед военным комиссариатом села Альметьево совершенно новые задачи, выполнение которых потребовало от личного состава военкомата исключительной организованности и большой оперативности в работе. Неизмеримо возросла его роль по обеспечению мобилизационного развертывания Вооруженных Сил. И, несмотря на крайне неблагоприятную обстановку, создавшуюся в связи с вероломным и внезапным нападением фашисткой Германии, военкомату удалось успешно провести мобилизацию и решить ряд других сложных и ответственных задач. К числу которых относились: призыв военнообязанных на формирование новых воинских частей и соединений; изыскание людских ресурсов и отправка их в войска и на работу в промышленность; обеспечение семей военнослужащих и инвалидов Отечественной войны пособиями, пенсиями и оказание им материальной помощи. Увеличилась работа по вопросам учета бронирования военнообязанных за народным хозяйством. Широко развернулись мероприятия по подготовке резервов в системе всеобщего военного обучения и специалистов в учебной сети гражданских ведомств.
22 июня 1941 года войска фашисткой Германии вторглись на нашу территорию, Указом Президиума Верховного Совета СССР была объявлена открытая мобилизация Вооруженных Сил.
Военный комиссариат в ходе мобилизации испытывал серьезные трудности, особенно по выполнению плана поставки лошадей и автотранспортной техники.
Поставка лошадей проводилась после тяжелых весенне - полевых работ, поэтому значительная часть их имела травмы и низкую упитанность. Чтобы выполнить план поставки конского состава в этих условиях, военкомат был вынужден проводить дополнительные поставки лошадей и обоза.
Еще большие трудности возникали с выполнением нарядов на отправку автотранспорта, вследствие низкого технического состояния автомобильного и транспортного парков, в результате чего на сдаточном пункте военного комиссариата с первых же дней мобилизации сосредоточилось большое количество автомобилей и тракторов, требовавших ремонта.
И военному комиссариату пришлось решать совершенно новую для себя задачу по организации ремонта автотранспорта, поступающего из народного хозяйства, и быстрой его отправки в войска по назначению.
После выполнения основного плана мобилизации военному комиссариату пришлось проводить дополнительные призывы военнообязанных для новых войсковых частей и соединений.
Перед военным комиссариатом со всей остротой встала задача изыскания источников пополнения армии. Одним из таких источников было проведение планового разбронирования военнообязанных и замена их в промышленности и других отраслях народного хозяйства лицами, выписываемыми из госпиталей по излечении. Первое массовое разбронирование было проведено по решению ГКО в августе-сентябре 1941 года. Оно вызывалось с одной стороны нарастающей потребностью фронта в людских пополнениях, а с другой - тем, что в промышленности оказалось значительное количество военнообязанных молодых возрастов, часть которых не являлась квалифицированными рабочими.
Военным комиссариатом проводилась также мобилизация женщин на замену военнослужащих мужчин в частях ПВО, связи, ВВС и в органах тыла.
В порядке дополнительного изыскания ресурсов военным комиссариатом проводились неоднократные медицинские переосвидетельствования военнообязанных и лиц, исключенных с воинского учета по состоянию здоровья, с применением пониженных требований к годности по новому расписанию болезней, разработанному на время войны.
Такие способы выявления скрытых людских ресурсов для отправки на фронт, применявшиеся в годы Великой Отечественной войны, полностью себя оправдали. Они давали возможность военному комиссариату выявлять новые, ранее не учтенные ресурсы и обеспечивать их подготовку в запасных и учебных частях в качестве маршевого пополнения фронту.
Всего до августа 1945 года военным комиссариатом было призвано около 19000 военнообязанных и призывников, направленных на пополнение действующей армии.
В декабре 1941 года военным комиссариатом была проведена общая перерегистрация военнообязанных и призывников. В последующие годы такие перерегистрации проводились с обязательным медицинским переосвидетельствованием военнообязанных. В течение Великой Отечественной войны военным комиссариатом было проведено пять перерегистраций военнообязанных и призывников, которыми было охвачено около 38 тысяч человек. Это дало возможность призвать и отправить в действующую армию дополнительное количество людских ресурсов.
Особое значение для изыскания людских ресурсов и наведения должного порядка в состоянии воинского учета имела перерегистрация военнообязанных, проведенная военным комиссариатом в июне 1943 года по приказу Наркома обороны № 0316. При проведении перерегистрации в военные билеты были вклеены специальные вкладыши четырех видов. Военнообязанным, годным к строевой службе, выдавались вкладыши с красным квадратом и надписью «Строевой»; военнообязанным, годным к нестроевой службе, - вкладыши с зеленым кружком и надписью «Нестроевой». Военнообязанным, забронированным за народным хозяйством, были выданы такие же вкладыши, но с красной по диагонали полосой. Одновременно с выдачей вкладышей проверялась правильность заполнения военных билетов, а военные билеты, пришедшие в негодность, заменялись.
В 1944 году военным комиссариатом была проведена большая работа по восстановлению воинского учета. Проводилась полная регистрация и медицинское освидетельствование всех граждан мужского пола. В результате этой работы было взято на воинский учет до 3000 человек.
Наряду с основной работой по призыву, учету, бронированию и подготовке людских ресурсов много других не менее важных заданий было выполнено военным комиссариатом в годы Великой Отечественной войны. После завершения призыва и поставки людских и народно-хозяйственных ресурсов в Вооруженные силы по мобилизации в июне 1941 года военкоматом сразу же была развернута большая работа с семьями призванных. Работа с семьями фронтовиков и инвалидами войны потребовала от личного состава военкомата проявления к ним исключительного внимания и чуткости. С поступлением извещений о гибели военнослужащих военный комиссариат проявлял большую заботу о семьях погибших воинов, решал вопросы назначения пенсий, трудоустройство членов семей, удовлетворения различных их нужд. Уделялось пристальное внимание трудоустройству и пенсионному обеспечению инвалидов Отечественной войны.
Участие в боевых действиях Красной Армии принимали офицеры и служащие Альметьевского военного комиссариата, такие как Мигун С.М., Дамбаев Д.Ц., Цуканов М.Д., Кокнаев В.Д., и многие другие, чьи имена золотыми буквами вписываются и впишутся в историю Великой Отечественной войны.
В послевоенный период организационная структура и численность военного комиссариата неоднократно пересматривалась в соответствии с изменениями, которые вносились в административно – территориальное деление страны.
В пятидесятые годы, вскоре после того, как было открыто Ромашкинское месторождение нефти, в Альметьевск со всех концов страны стали приезжать в значительном количестве специалисты-нефтяники. Как следствие этого численность жителей поселка возросла в несколько раз, многократно увеличилось число военнообязанных, которых было необходимо ставить на воинский учет. Но постоянные изменения военнообязанными места работы и места жительства порождало огромные трудности.
Все эти трудности образовывались оттого, что в строящемся городе капитальных зданий еще не было, поэтому приехавшие в Альметьевск нефтяники прописывались в частных домах или бараках, и то лишь для того, чтобы устроится на работу. Без прописки на работу не брали, а рабочий, прописавшийся в одном из домов, затем жил где придется.
Так же часто военнообязанные меняли место работы и должности. И хотя их при постановке на учет строго-настрого предупреждали, чтобы о малейших изменениях они тут же сообщали в военкомат, они на это почти не реагировали, штрафы за нарушения воинского учета помогали мало. Нужно было искать другие пути,  и в этом значительную роль сыграл военный комиссар – подполковник Ахметгараев Хан Гареевич, который выбрал путь пропаганды и разъяснения закона о воинской обязанности среди жителей Альметьевска.
На предприятиях, организациях и учреждениях выступали офицеры и служащие военкомата. Зачастую прямо в цехе, на строительстве жилого дома, в карьере они разъясняли необходимость неукоснительного выполнения правил воинского учета.
На предприятиях начали действовать военно-учетные столы. Все это способствовало повышению военно-учетной дисциплины на местах.
В 1954 году в Альметьевске стали расформировывать отдельные военизированные отряды, которых было три по 250 человек в каждом. Добрая половина демобилизованных оставалась на жительство в Альметьевске и районе, их нужно было также ставить на воинский учет.
В январе 1955 года райвоенкомат переводится на штат 3-го разряда и переименовывается в Альметьевский объединенный городской военный комиссариат.
Большие трудности были с работой военнообязанных, четвертая часть была самой тяжелой, в ней было всего пять человек учетчиков, из них одна помощница.
В случае мобилизации военнообязанных или отправку их на переподготовку они смогли обеспечить явку лишь 50-60% состава.
Поэтому военный комиссариат работал в полном контакте с паспортным столом отделения милиции и инспекторами по кадрам предприятий и организаций. Для этого был составлен план работы с ними, утвержденный военкомом, и согласно ему ежедневно вызывали кадровых работников с личными карточками военнообязанных и сличали их с карточками, находящимися в военкомате.
Кроме этого ежемесячно обязывали инспекторов по кадрам сообщать в горвоенкомат данные об изменениях у военнообязанных должности и разряда по месту работы.
Положение работы горвоенкомата осложнялось увольнением из Советской армии солдат и сержантов, отслуживших срок службы. Они прибывали в военкомат с красноармейскими книжками, в которых неразборчивым почерком было записано прохождение службы.
При приеме их на учет и выдачи военных билетов нужно было правильно определить их военно-учетную специальность, которую они приобретали во время прохождения службы.
Особенно трудно давалось определение ВУС военнообязанных, проходивших службу в артиллерийских частях и соединениях. Ставят, к примеру, бывшему артиллеристу ВУС-7, что означает наводчик 76 мм орудия, а во время проверки выясняется, что он был наводчиком 85 мм орудия. В дальнейшем работники военкомата были вынуждены при уточнении некоторых ВУС, давать военнообязанному расписываться в учетной карточке.
Таким образом, для того, чтобы решить задачу по учету военнообязанных в полном объеме, необходимо было решить несколько задач:
Возобновить работу с адресатами, чтобы в любое время можно было найти по адресу военнообязанного и вызвать его в ГВК. Наладить учет военнообязанных на предприятиях и в организациях, чтобы они работали в полном контакте с военкоматом и предоставляли в ГВК данные об их месте работы и должности.
Организовать в организациях и предприятиях бронирование военнообязанных запаса на случай их мобилизации.
Нужно было решить вопрос по медицинскому обслуживанию военнообязанных запаса не реже одного раза в квартал. Это касалось тех военнообязанных, которые на производстве получили увечья или заявляли себя больными. А также один раз в три года проводить переосвидетельствование военнообязанных, признанных ранее к нестроевой службе и снятию с воинского учета по состоянию здоровья.
Необходимо было уточнить количество военнообязанных в сельской местности. Для этого нужно было составить график поездок в сельские и поселковые Советы с целью проверки состояния воинского учета, так как секретари сельских и поселковых советов не знали в полном объеме своих обязанностей по воинскому учету.
В военкомат обращалось много военнообязанных, которые имели ранения на фронтах , но подтверждающих документов у них не было, поэтому с ними приходилось много работать и делать различные запросы в архивы Министерства обороны.
В результате в ГВК была создана экспертная комиссия во главе с хирургом Кузнецовым М.И., которая определяла характер ранения – фронтовое или бытовое.
После заключения составлялось свидетельство о болезни и передавалось в горвоенкомат. На основании этого документа военнообязанный или считался участником войны и имел полагающиеся льготы или он признавался не участвовавшим в войне.
В ноябре 1958 года АОГВК возглавил гвардии полковник Гончаров М.И.
Грамотный офицер, предприимчивый, интеллигентный человек, он не только вникал во все детали работы, но и оказывал практическую помощь своим подчиненным. Так, благодаря ему был проведен ряд совещаний с руководящим составом предприятий и организаций, а также с работниками кадров и секретарями сельских и поселковых Советов, что помогло скоординировать учет воинов запаса.
Проверка горвоенкомата со стороны Казанского военкомата осуществлялась регулярно два раза в год. Не обделяла своим вниманием и комиссия из штаба Приволжского военного округа. Чаще всего проверяли 4-ю часть, то есть учет военнообязанных и их бронирование за предприятиями и организациями.
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International