Информация об итогах исполнения законодательства о противодействии коррупции


За 9 месяцев 2013 года органами прокуратуры Республики Татарстан осуществлено свыше 5000 проверок исполнения законодательства о противодействии коррупции, о государственной и муниципальной службе, законодательства об использовании государственного и муниципального имущества, о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

В результате выявлены нарушения законодательства, обладающие типовыми признаками.

Так, проверка исполнения Федерального закона «О противодействии коррупции», проведенная в Министерстве внутренних дел по Республике Татарстан, показала, что установленные требования соблюдаются не всеми сотрудниками органов внутренних дел.Выявлены факты предоставления неполных и недостоверных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - Сведения) не только сотрудниками Министерства, но и руководителями отдельных подразделений,которые не были своевременно выявлены и пресечены работниками кадровой службы.
Например, в Сведениях за 2011 год начальника одного из структурных подразделений центрального аппарата Полиции МВД по РТ отсутствовали данные о 3-х банковских счетах, открытых в 2007-2008 гг. и действующих до настоящего времени.

Руководитель другого структурного подразделения центрального аппарата Полиции МВД по РТ в Сведениях не указал информацию о реализации земельного участка и жилого дома, ранее находившихся в его индивидуальной собственности.Кроме этого, в Сведениях,представленных за супругу, им не была указана информация о реализации двух транспортных средств (автомашин ВАЗ-2109 и Lexus), которые согласно Сведениям, представленным в 2011 году и за 2009 год, находились в ее индивидуальной собственности.

Нарушения аналогичного характера были допущены заместитель начальника еще одного управления в составе Полиции МВД по РТ. В Сведениях за 2102 год, представленных им за свою супругу, отсутствовали данные о реализации нежилого помещения площадью более 64 кв. м и автомашины «Фольксваген пассат», ранее находившихся в ее собственности. Кроме того, в Сведениях супруги за 2010 и 2011 годы им не была указана информация о реализации нежилого помещения площадью свыше 72 кв. м и автомашины VOLVO XC-90.

Схожие нарушения выявлены при проверке Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан и Министерстве культуры Республики Татарстан.

Также нарушения законодательства при предоставлении Сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера выявлены горрайпрокурорами в отношении лиц замещающих муниципальные должности и состоящих на муниципальной службе.

Например, в Сведениях, представленных начальником одного из отделов аппарата Совета Елабужского муниципального района, отсутствовали сведения о принадлежащем ему на праве собственности земельном участке площадью около 3 тысяч кв. м.

Муниципальный служащий аппарата главы Елабужского муниципального района сокрыл при предоставлении Сведений сведения о принадлежащем ему на праве собственности земельном участке площадью около 400 кв. м.

Глава сельского поселения Елабужского муниципального района не указал в Сведениях принадлежащий на праве долевой собственности жилой дом, а также доход в размере 50 тысяч рублей, полученный в ГУП «Республиканский агропромышленный центр инвестиций и новаций». Кроме того, в Сведениях на супругу этот глава сельского поселения сокрыл 4 объекта недвижимости, находившихся в ее собственности и являющиеся объектами налогообложения: земельный участок, квартиру и два жилых дома в разных городах.

В ходе анализа Сведений представленных начальником отдела Исполнительного комитета Тетюшского муниципального района установлено, что им был сокрыт факт владения: земельным участком площадью около 3 тысяч кв. м,долей свыше 45 тысяч кв. м в другом земельном участке и жилым домом площадью 45,2 кв. м.

По обращению представителей ООО «Юл Таши» прокуратурой республики проведена проверка соблюдения служащими Инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан установленных законом запретов и ограничений.

Проверкой установлено, что 04.09.2013 супругой руководителя территориального органа по надзору за автодорогами и придорожным строительством Инспекции государственного строительного надзора была выписана нотариально заверенная доверенность своему мужу, которой онбыл уполномочен быть представителем супруги во всех организациях и учреждениях независимо от форм собственности, с правом принимать участие на собраниях ООО и участвовать в голосованиях, а также расписываться за нее и совершать другие действия. Данный руководитель территориального органа Инспекции 05.09.2013 со ссылкой на служебную необходимость выехал в Муслюмовский муниципальный район для осуществления государственного строительного надзора, при этом использовал служебное время для решения коммерческих вопросов. В нарушение требований законодательства о государственной гражданской службе он, по доверенности своей жены, соучредителя ООО «Юл Таши», возглавил собрание учредителей ООО, проведенное вс. Муслюмово, приостановил полномочия действующего генерального директора ООО, назначил нового, дал указание провести аудиторскую проверку финансово-хозяйственной деятельности и поручил провести оценку эффективности заключённых договоров аренды.

Предметом деятельности ООО «Юл Таши» является строительство, реконструкция и техническое перевооружение автомобильных дорог, поэтому участие руководителя территориального органа по надзору за автодорогами и придорожным строительством в руководстве вышеуказанным ООО могло повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей. Кроме того в данном случае возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства.
На имя руководителя Инспекции государственного строительного надзора прокуратурой республики было внесено представление об устранении нарушений законодательства и рассмотрении вопроса об увольнении руководителя территориального органа Инспекции, по результатам рассмотрения которого он уволен в связи с утратой доверия.

Значительное количество нарушений, имеющих коррупционную направленность, совершается при освоении бюджетных средств, в том числе при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.

Так, в ходе проверок бюджетного законодательства выявлено 334 нарушения.

Например, Азнакаевской городской прокуратурой установлено, что главный врач психоневрологического диспансера совершил растрату денежных средств, принадлежащих учреждению, оплатив за их счет административные штрафы, наложенные на него как на должностное лицо. По результатам рассмотрения постановления прокурора возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 160 УК РФ.

Аналогичное уголовно-наказуемое деяние было совершено главным бухгалтером филиала ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Татарстан». По материалам прокурорской проверки возбуждено и расследовано уголовное дело признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 160 УК РФ.

Нижнекамским городским прокурором установлено, что директор одной из спортивных школ, с использованием своего служебного положения ежемесячно присваивал начисляемую заработную плату в размере 20 тысяч рублей за фиктивно трудоустроенного тренера. В результате бюджету района был причинен материальный ущерб в размере 200 тысяч рублей.По результатам проверки возбуждено уголовное дело поч. 3 ст. 159 УК РФ.

По итогам проверок исполнения законодательства при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд выявлено 386 нарушений.

Например, Альметьевской городской прокуратурой установлено, что при проведении открытых аукционов в электронной форме на поставку хлеба и хлебобулочных изделий, а также мяса и мясных полуфабрикатов для нужд 36 школ, расположенных по разным адресам, в том числе за пределами города, в документацию об открытых аукционах, а именно в технические задания, были внесены требования к поставщикам о необходимости поставки товаров во все образовательные учреждения в период с 8 до 9 часов утра по определенным дням недели.Таким образом, заказчиком были проведены укрупненные торги с установлением нереальных сроков исполнения контрактов, что в итоге привело к ограничению количества участников размещения заказов. Указанные обстоятельства привели к тому, что с единственным участником этих торгов заказчиком были заключены контракты по начальным ценам.По результатам проверки в отношении руководителя муниципального учреждения, проводившего торги, возбуждено административное дело ст. 7.30 КоАП РФ и постановлением Татарстанского УФАС ему назначен штраф в размере 15 849 рублей.

Еще одним направлением, где совершается значительное количество нарушений, является использование государственного и муниципального имущества. За 9 месяцев органами прокуратуры здесь выявлено 280 нарушения законодательства,к административной ответственности привлечено 29 лиц, возбуждено 29 уголовных дел.

Наиболее распространенными нарушениями законодательства по практике прокурорского надзора являются: использование хозяйствующими субъектами имущества без надлежаще оформленных документов, наличие задолженности по арендной плате со стороны пользователей имущества; отсутствие муниципальных правовых актов, устанавливающих порядок, размеры, сроки перечисления прибыли от деятельности МУПов в местный бюджет, отсутствие порядков управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности и порядков принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также передача имущества во владение или пользование в обход конкурсов или аукционов.

Например, директор одного из муниципальных бюджетных учреждений Актанышского муниципального района без разрешения органа местного самоуправления распорядился объектом нежилого фонда, находящимся в собственности муниципального образования, и передал помещения здания в аренду предпринимателям.По результатам проверки директор МБУ привлечен к административной ответственности по п.1 ст. 4.4 КоАП РТ.

Азнакаевской городской прокуратурой установлено, что ООО «Знак-К» использует муниципальное имущество без надлежаще оформленных документов. По результатам проверки городской прокуратурой в отношении юридического лица возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 4.4 КоАП РТ, которое рассмотрено с наложением штрафа в размере 20 тыс. руб. С целью устранения допущенных нарушений закона внесено представление в адрес руководителя исполнительного комитета района, по результатам рассмотрения которого незаконно занимаемое ООО «Знак-К» помещение было освобождено, а председатель Палаты имущественных и земельных правоотношений привлечен к дисциплинарной ответственности.

Выявлены нарушения, связанные с заключением муниципальных договоров без проведения торгов.

Так, в нарушение требований ч. 5.1 ст. 19 ФЗ «О рекламе» договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкциина земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, заключенный между МБУ «Департамент рекламы, информации и оформления города Альметьевска» и ООО «Реком», был заключен без проведения торгов.Прокуратурой предъявлен иск о признании данного договора на установку недействительным,и обязании демонтировать рекламную конструкцию. Кроме того, по аналогичным основаниям предъявлены еще 10 исков.Арбитражным судом 4 иска удовлетворены, по 7 делам производства прекращены в связи с добровольным устранением нарушений закона ответчиками.

По аналогичным основаниям в арбитражный суд был направлен иск о признании недействительным договора безвозмездного пользования недвижимым имуществом, заключенного междуИК МО «Мичуринское сельское поселение» Лениногорского муниципального района и ООО «КомВодСтройСервис». Согласно этому договору исполнительный комитет, нарушив требования ч. 1 ст. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции», без проведения торгов передал в безвозмездное пользование обществу муниципальное имущество - водонасосную башню, 2 водонапорные башни и 2 скважины.
Помимо перечисленных случаев, нарушения законодательства органами государственной власти и органами местного самоуправления допускаются и в ходе разработки и принятия нормативных правовых актов. Данные нарушения выявляются в ходе проведения юридической и антикоррупционной экспертиз.

В целом за 9 месяцев 2013 года органами прокуратуры проведена антикоррупционная экспертиза 13248 нормативных правовых актов и 9546 проектов нормативных правовых актов. Выявлены 1569 нормативных правовых актов и проектов НПА, содержащие коррупциогенные факторы.

Анализ показывает, что нормативные правовые акты, в которых выявлены коррупциогенные факторы в большинстве своем регулируют социальную и экономическую сферу, земельное, бюджетное, жилищное законодательство, законодательство о местном самоуправлении и о муниципальной службе.

Так, по протесту прокуратуры республики приведен в соответствие с требованиями законодательства приказ Министерства экономики Республики Татарстан от 08.09.2010 № 279 «Об утверждении Административного регламента Министерства экономики Республики Татарстан по осуществлению лицензионного контроля в сфере заготовки, переработки реализации лома цветных металлов и заготовки, переработки и реализации лома черных металлов», в котором в нарушение п. 12. ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» не были учтены требования о необходимости согласования с органом прокуратуры внеплановой выездной проверки при поступлении обращений, заявлений либо информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований.

Коррупциогенные факторы были выявлены и в постановлении Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.06.2013 № 453 «О целевой подготовке квалифицированных кадров по профессиям (специальностям) среднего профессионального образования в государственных учреждениях среднего профессионального образования Республики Татарстан за счет средств бюджета Республики Татарстан».Так, согласно пункту 25 Порядка, утвержденному указанным постановлением, заключивший договор обучающийся, отчисленный из образовательного учреждения по основаниям, предусмотренным в договоре, обязан в месячный срок осуществить возврат указанных в пункте денежных средств. При этом анализ содержания формы Трехстороннего договора о целевой профессиональной подготовке квалифицированных кадров по профессиям (специальностям) среднего профессионального образования в государственных учреждениях среднего профессионального образования Республики Татарстан, являющегося приложением к Порядку, показал, что он не содержит перечень оснований для отчисления обучающегося из учебного заведения.В соответствии с подпунктом «а» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее – Методика), отсутствие оснований для принятия решения является коррупциогенным фактором.По результатам проверки прокуратурой республики внесено требование об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленного коррупционного фактора. Требование прокурора удовлетворено в полном объеме.

Приказом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 10.07.2013 №382-п был утвержден порядок установления Министерством региональных нормативов качества почв (далее - Порядок).Проведенной антикоррупционной экспертизой установлено, что отдельные нормы Порядка содержат коррупциогенные факторы. Так, пунктом 6 Порядка установлено, что срок рассмотрения материалов в Министерстве составляет не более 21 рабочего дня. В случае выявления несоответствий положениям федерального законодательства Министерством направляется заявителю мотивированный ответ. При этом Порядком не был установлен срок направления мотивированного отказа и сроки обжалования решения об отказе. По результатам рассмотрения требования прокурора в нормативный правовой акт внесены изменения с целью исключения выявленного коррупционного фактора.

Наибольшее количество нарушений законодательства, а также наличие коррупциогенных факторов выявляются в нормативных правовых актах, принимаемых органами местного самоуправления.

Например, прокурором Черемшанского района коррупциогенные факторы были выявлены в «Порядке предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям Черемшанского муниципального района на возмещение части затрат, произведенных на приобретение семян кукурузы под урожай 2013 года»и в «Порядке предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям Черемшанского муниципального района на возмещение части затрат, произведенных на приобретение минеральных удобрений под урожай 2013 года», утвержденных решением Совета Черемшанского муниципального района от 07.02.2013 № 148. Так, пунктом 4.1. Порядка возмещения затрат на приобретение семян кукурузы и Порядка возмещения части затрат на приобретение минеральных удобрений установлено, что предоставленные субсидии подлежат возврату в доход бюджета района в 30-дневный срок с даты получения соответствующего требования исполнительного комитета района по выявлению фактов использования субсидий не по целевому назначению и (или) представления недостоверных сведений и документов для получения субсидий. Вместе с тем, названный пункт не регулирует вопросы самого порядка их возврата (отсутствую процедура возврата, сроки, юридические действия субъектов данных правоотношений и пр.) Данное нарушение законодательства приводит к невозможности возврата в бюджет района субсидий, представленных с нарушением установленных условий. Более того, имеется коррупциогенный фактор - «широта дискреционных полномочий». Кроме того, оба Порядка имели внутренние противоречия. Так, в соответствии с п. 3.4 субсидии Получателям предоставляются из расчета 769, 23 рублей на 1 гектар посевной площади на приобретение семян кукурузы и 210, 48 рублей на 1 гектар посевной площади на приобретение минеральных удобрений. Однако, перечень документов, предоставляемый в соответствии с п. 3.6 в Управление сельского хозяйства и продовольствия Министерства сельского хозяйства и продовольствия РТ в Черемшанском районе, не содержит сведения о соответствующих посевных площадях сельхозтоваропроизводителей. В связи с чем, согласно Методике, решение Совета Черемшанского муниципального района от 07.02.2013 № 148 содержит коррупциогенные факторы: отсутствие или неполнота административных процедур (отсутствие порядка совершения органом местного самоуправления определенных действий либо одного из элементов такого порядка); выборочное изменение объема прав (возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органа местного самоуправления).В связи с выявленными нарушениями бюджетного законодательства и наличием коррупциогенных факторов прокуратурой района на решение Совета принесен протест, который рассмотрен и удовлетворен в полном объеме.
Распространенными остаются случаи участия аффилированных структур к должностным лицам при распределении бюджетных средств.

Например, ведется следствие по уголовному делу, возбужденному по ч.1 ст. 285 УК РФ в отношении руководителя Управления дошкольного образования исполкома одного из муниципальных районов республики, которая в 2011 году проллобировала вопрос о заключении договоров на поставку стройматериалов между 10 учреждениями и коммерческой фирмой, зарегистрированной на ее мать.В дальнейшем были предоставлены документы с завышенными объемами работ на сумму 522 тысячи рублей, часть которых похищена.

С учетом анализа состояния борьбы с коррупционными проявлениями основные усилия необходимо сосредоточить на противодействии коррупционным проявлениям в наиболее важных социальных сферах, областях реализации приоритетных национальных проектов, а также на борьбу с коррупционными проявлениями повышенной общественной опасности, в том числе совершенными должностными лицами с особым правовым статусом, принять дополнительные меры к повышению эффективности ведомственного контроля, направленного на выявление и пресечение рисков, связанных с проявлениями коррупции.




























































Последнее обновление: 21 марта 2014 г., 14:53

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International