Информация и анализы за год


Анализ работы Управления «Опека» исполнительного Альметьевского муниципального района за 2013 год

Цели и задачи Управления базируются на нормативных актах и иных правовых документах, определяющих принципы государственной политики в сфере опеки и попечительства, а также молодежной политики (помощь в поступлении в ВУЗы, Сузы, решение жилищных вопросов, контроль за лицами из числа детей-сирот от 18 до 23 лет). Они тесно связаны между собой и в совокупности направлены на формирование в нашем регионе системы, способной эффективно справляться с социальным сиротством и нарушением прав детей.

Анализ работы Управления «Опека» исполнительного комитета Альметьевского муниципального района за последние годы (2011 г., 2012 г., 2013 г.) отмечает значительное увеличение в отношении количества детей, чьи родители не выполняют свои обязанности, лишены родительских прав. Появились дети, прибывшие из южных районов СНГ, что свидетельствует об ухудшении обстановки в семьях и росте количества неблагополучных семей. Собственные наблюдения выявили наиболее распространенные причины:

 низкий образовательный уровень, злоупотребление спиртными напитками, а в последнее время и употребление наркотических средств;

 отсутствие перспективы улучшения материального положения семьи и эмоционально-психологического климата законным путем, отсюда криминализация, как родителей, так и детей;
 большую роль в стремительном распаде семей играет «идеологический» (нравственный, духовный) фактор, в частности: принижение роли семьи и ребенка в обществе (обилие рекламы внебрачных связей, беспорядочной половой жизни);
 частичная утрата национальных традиций семейной жизни, иерархии семьи и взаимоотношений ее членов;
 пропаганда молодежными каналами телевидения у детей образа жестокости, культа силы, безжалостности.

Проблема социального сиротства, к сожалению, становится все более острой и требует к себе пристального внимания.

Дети, лишенные заботы и ласки, подчас подвергаемые физическим страданиям и унижениям, эти дети нуждаются в участии и поддержке со стороны общества. Не находя этой поддержки, они вступают в жизнь надломленные, эмоционально недоразвитые, с формированной отчужденностью от мира взрослых, неприятием норм и традиций общества, хорошей адаптацией к условиям, в которых их поставила жизнь.
Помощь детям, оставшимся без попечения родителей, состоит в их устройстве, то есть в помещении для проживания и воспитания в семью опекунов или попечителей на возмездной или безвозмездной основе, либо в передаче на усыновление.

Количество детей, находящихся под опекой (попечительством) на безвозмездной основе (опека, попечительство):
2011 г. - 319 детей;
2012 г. - 321 ребенок;
2013 г. – 393 ребенка.

Количество детей, воспитывающихся в опекунских семьях на возмездной основе (приемная семья):
2011 г. - 44 ребенка;
2012 г. - 42 ребенка;
2013 г. – 41 ребененок.

Приоритетность семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, определена международной Конвенцией о правах ребенка от 20.11.1989 г. Это положение нормы международного права закреплено в ст. 123 Семейного кодекса Российской Федерации.

Существует еще одна форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - это опека на возмездной основе. Сегодня в Альметьевском муниципальном районе воспитываются 41 ребенок. Отметим, что в 2013 г. имеется и факт расторжения договора о приемной семьи, по причине отсутствия взаимопонимания между родителями и несовершеннолетним. Вместе с тем 11 детей в отчетном году были устроены в профессиональные семьи, из них 7 детей устроены в другие районы Республики Татарстан.
Дети в семье опекунов на возмездной основе находятся на полном государственном обеспечении, родители-воспитатели получают плату за свой труд.
В соответствии с п.1 ст.124 Семейного кодекса Российской Федерации, усыновление (удочерение) является одной из приоритетных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Благодаря государственному банку данных детей, оставшихся без попечения родителей, и централизованному учету кандидатов в усыновители, в нашем городе успешно ведется работа по передаче детей на усыновление (удочерение).

Количество усыновленных детей:

2011 г.-10 детей;
2012 г.- 8 детей;
2013 г.- 7 детей.

В целях осуществления эффективного учета детей, оставшихся без попечения родителей и оказания содействия в устройстве их в семьи организована работа в строгом соответствии с Федеральным законом от 16.04.2001 г. №44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей». Специалисты по опеке и попечительству, в течение месяца, со дня поступления сведений о ребенке (если его не удалось устроить в семью), направляют информацию о нем в банк данных. Информация предоставляется в виде анкеты с приложением фотографии ребенка, на учете по Альметьевскому муниципальному району в региональном банке данных состоит 109 детей, из них 33 ребенка поставлены в течение 2013 года.

Семейное законодательство закрепляет право каждого ребенка жить и воспитываться в семье. Специалисты Управления по опеке и попечительству осуществляют работу по отбору и учету кандидатов, желающих усыновить, стать приемным родителем. Своевременно рассматриваются представленные документы граждан, готовится заключение о возможности быть усыновителями, приемными родителями и кандидаты направляются в Республиканский центр усыновления. Всего за 2013 год подготовлено 46/11 кандидатов в опекуны, усыновители.

На учете в Управлении состоит 293 опекунских семьи, в которых воспитываются 393 подопечных ребенка; в 25 приемных семьях воспитываются 41 ребенок и 157 ребенка усыновленных. Государством выплачивалось в 2013 году единовременное денежное пособие при устройстве ребенка в семью в размере 13 087 руб.

При усыновлении (удочерении) второго и последующего ребенка усыновитель имеет право на дополнительную меру государственной поддержки - материнский капитал. Также выплачиваются ежемесячные денежные средства на содержание подопечных и приемных детей, воспитывающихся в семьях граждан. Пособие составило в 2013 году на детей школьного возраста – 7 444 руб., дошкольного – 6 454 руб. Кроме того приемные родители получают вознаграждение в размере 3 000 руб., а имеющие педагогическое, медицинское образование, получают надбавку к вознаграждению в размере 50% МРОТ РТ на каждого ребенка.
В настоящее время в Альметьевском муниципальном районе 187 детей, оставшихся без попечения родителей, получают пенсию по потере кормильца.
Вместе с тем, несмотря на возрастающее количество детей, передаваемых на воспитание в семьи, значительное их число помещается в государственные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В 2013 году получено путевок из МО и Н РТ на 19 детей.

Для сравнения:

В 2011году – 21ребенка,
В 2012 году - 18 детей.

В Альметьевском детском доме для детей-сирот обучаются и воспитываются 41 воспитанник. Главной задачей в организации учебно-воспитательного процесса является подготовка воспитанников школы-интерната к самостоятельной жизни.

В 2013 году из Альметьевского детского дома в опекунские семьи (по договору о приемной семье) передано 7 детей в другие районы.

Особое внимание уделяется выявлению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

За 2013 год было выявлено 89 детей, оставшихся без попечения родителей, из них:

19 – устроены на полное государственное обеспечение;
57 - устроены в семью;
1 - остался неустроенным к концу года, т.е. будет устроен в 2014 г;
7 – усыновлены (удочерены);
3 –возвращены родителям;
2 – умерли.

1) Численность детей, родители которых лишены родительских прав- 85 детей, из них:
- численность детей, у которых лишены родительских прав оба родителя или единственный родитель - 49 детей;
2) Численность детей, родители которых ограничены в родительских правах - 4 ребенка;
3) Численность родителей лишенных родительских прав - 69 человек;
4) Численность родителей, ограниченных в родительских правах - 1 человек;
5) Численность родителей, восстановленных в родительских правах -0 человек;
6) Численность детей, в защиту которых предъявлен иск в суд или представлены в суд заключения - 48; в том числе:
- о месте жительства детей - 23 детей;
- об участии в воспитании детей отдельно проживающих родителей – 25 детей;

В соответствии с Постановлением кабинета министров Республики Татарстан от 04.05.2013 № 312 «О мерах по реализации Закона Республики Татарстан от 12.01.2013 № 8-ЗРТ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» количество выделенных жилых помещений по Альметьевскому району в 2013 году составило 7 помещений, реально предоставленных 5 помещений т.к. 2 граждан из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа отказались от предоставления помещений в связи с территориальной отдаленностью.

Жилье предоставлено в 280-ти квартирном доме в г.Набережные Челны. Квартиры однокомнатные.

На учете в Управлении «Опека» состоят 60 лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилья.
Необходимо отметить, что за 2013 год специалистами подготовлено более 1 150 постановлений об отчуждении жилплощади несовершеннолетних; 54 постановлений о разрешении приватизации без участия несовершеннолетних; 11 постановлений о вступлении в брак до 18 лет.
Исходя их итогов прошедшего года, а также для дальнейшей организации деятельности Управления намечены цели и задачи на 2014 год, а именно:
 тщетное выявление детей и семей, нуждающихся в помощи, на более ранней стадии неблагополучия (так называемые внешне благополучные семьи);
 организация помощи (социально-правовой, медицинской, психологической, психотерапевтической, педагогической) с целью стабилизации обстановки, улучшения детско-родительских отношений, межличностных взаимоотношений и микроклимата в семьи;
 реализация единой государственной политики в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа;
 обеспечение приоритета семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
 усиление контроля за условиями проживания, воспитания и обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.


Анализ работы Управления «Опека» исполнительного Альметьевского муниципального района (2012 год)

Цели и задачи Управления базируются на нормативных актах и иных правовых документах, определяющих принципы государственной политики в сфере опеки и попечительства, а также молодежной политики (помощь в поступлении в ВУЗы, Сузы, решение жилищных вопросов, контроль за лицами из числа детей-сирот от 18 до 23 лет). Они тесно связаны между собой и в совокупности направлены на формирование в нашем регионе системы, способной эффективно справляться с социальным сиротством и нарушением прав детей.



Анализ работы Управления «Опека» исполнительного комитета Альметьевского муниципального района за последние годы (2008 г., 2009 г., 2010 г., 2011 г., 2012 г.) отмечает значительное увеличение в отношении количества детей, чьи родители не выполняют свои обязанности, лишены родительских прав. Появились дети, прибывшие из южных районов СНГ, что свидетельствует об ухудшении обстановки в семьях и росте количества неблагополучных семей. Собственные наблюдения выявили наиболее распространенные причины:
 низкий образовательный уровень, злоупотребление спиртными напитками, а в последнее время и употребление наркотических средств;
 отсутствие перспективы улучшения материального положения семьи и эмоционально-психологического климата законным путем, отсюда криминализация, как родителей, так и детей;
 большую роль в стремительном распаде семей играет «идеологический» (нравственный, духовный) фактор, в частности: принижение роли семьи и ребенка в обществе (обилие рекламы внебрачных связей, беспорядочной половой жизни);
 частичная утрата национальных традиций семейной жизни, иерархии семьи и взаимоотношений ее членов;
 пропаганда молодежными каналами телевидения у детей образа жестокости, культа силы, безжалостности.
Проблема социального сиротства, к сожалению, становится все более острой и требует к себе пристального внимания.
Дети, лишенные заботы и ласки, подчас подвергаемые физическим страданиям и унижениям, эти дети нуждаются в участии и поддержке со стороны общества. Не находя этой поддержки, они вступают в жизнь надломленные, эмоционально недоразвитые, с формированной отчужденностью от мира взрослых, неприятием норм и традиций общества, хорошей адаптацией к условиям, в которых их поставила жизнь.
Помощь детям, оставшимся без попечения родителей, состоит в их устройстве, то есть в помещении для проживания и воспитания в семью опекунов или попечителей на возмездной или безвозмездной основе, либо в передаче на усыновление.



Приоритетность семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, определена международной Конвенцией о правах ребенка от 20.11.1989 г. Это положение нормы международного права закреплено в ст. 123 Семейного кодекса Российской Федерации.



Существует еще одна форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - это опека на возмездной основе. Сегодня в Альметьевском муниципальном районе воспитываются 42 ребенка. Отметим, что в 2012 г. имеется и факт расторжения договора о приемной семьи, по причине отсутствия взаимопонимания между родителями и несовершеннолетним. Вместе с тем 14 детей в отчетном году были устроены в профессиональные семьи, из них 12 детей устроены в другие районы Республики Татарстан.
Дети в семье опекунов на возмездной основе находятся на полном государственном обеспечении, родители-воспитатели получают плату за свой труд.



Из данной таблицы вполне очевиден рост детей, устроенных в приемные семьи, относительно усыновления.
В соответствии с п.1 ст.124 Семейного кодекса Российской Федерации, усыновление (удочерение) является одной из приоритетных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Благодаря государственному банку данных детей, оставшихся без попечения родителей, и централизованному учету кандидатов в усыновители, в нашем городе успешно ведется работа по передаче детей на усыновление (удочерение).
В целях осуществления эффективного учета детей, оставшихся без попечения родителей и оказания содействия в устройстве их в семьи организована работа в строгом соответствии с Федеральным законом от 16.04.2001 г. №44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей». Специалисты по опеке и попечительству, в течение месяца, со дня поступления сведений о ребенке (если его не удалось устроить в семью), направляют информацию о нем в банк данных. Информация предоставляется в виде анкеты с приложением фотографии ребенка, на учете по Альметьевскому муниципальному району в региональном банке данных состоит 83 ребенка, из них 45 детей поставлены в течение 2012 года.
Семейное законодательство закрепляет право каждого ребенка жить и воспитываться в семье. Специалисты Управления по опеке и попечительству осуществляют работу по отбору и учету кандидатов, желающих усыновить, стать приемным родителем. Своевременно рассматриваются представленные документы граждан, готовится заключение о возможности быть усыновителями, приемными родителями и кандидаты направляются в Республиканский центр усыновления. Всего за 2012 год подготовлено 31/9 кандидатов в опекуны, усыновители.
Обеспечение государственных гарантий.
На учете в Управлении состоит 280 опекунских семьи, в которых воспитываются 321 подопечных ребенка; в 24 приемных семьях воспитываются 42 ребенка и 157 ребенка усыновленных. Государством выплачивалось в 2012 году единовременное денежное пособие при устройстве ребенка в семью в размере 12 405,32 руб.
При усыновлении (удочерении) второго и последующего ребенка усыновитель имеет право на дополнительную меру государственной поддержки - материнский капитал. Также выплачиваются ежемесячные денежные средства на содержание подопечных и приемных детей, воспитывающихся в семьях граждан. Пособие составило в 2012 году на детей школьного возраста – 7055 руб., дошкольного – 6117 руб. Кроме того приемные родители получают вознаграждение в размере 2 500 руб., а имеющие педагогическое, медицинское образование, получают надбавку к вознаграждению в размере 1250 руб. на каждого ребенка.



В настоящее время в Альметьевском муниципальном районе 173 ребенка, оставшихся без попечения родителей, получают пенсию по потере кормильца.
Вместе с тем несмотря на возрастающее количество детей, передаваемых на воспитание в семьи, значительное их число помещается в государственные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В 2012 году получено путевок из МО и Н РТ на 21 ребенка.
Для сравнения:
В 2008 году – 19 детей,
В 2009 году -23 ребенка,
В 2010 году – 18 детей,
В 2011году – 21ребенка,
В 2012 году - 18 детей.
В Альметьевском детском доме для детей-сирот обучаются и воспитываются 50 воспитанников. Главной задачей в организации учебно-воспитательного процесса является подготовка воспитанников школы-интерната к самостоятельной жизни.



В 2012 году из Альметьевского детского дома в опекунские семьи (по договору о приемной семье) передано 12 детей в другие районы.
Особое внимание уделяется выявлению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
За 2012 год было выявлено 68 детей, оставшихся без попечения родителей, из них:
5 - переведены на полное государственное обеспечение (8%);
53 - устроены в семью (78%);
1 – возвращены родителям (1%);
1 - остались неустроенными к концу года (1%), т.е. будет устроены в 2012 г;
8 – усыновлены (удочерены) (12%)
1) Численность детей, родители которых лишены родительских прав- 64 ребенка, из них:
- численность детей, у которых лишены родительских прав оба родителя или единственный родитель - 36 детей;
2) Численность детей, родители которых ограничены в родительских правах - 4 ребенка;
3) Численность родителей лишенных родительских прав - 56 человека;
4) Численность родителей, ограниченных в родительских правах - 4 человек;
5) Численность родителей, восстановленных в родительских правах -0 человек;
6) Численность детей, в защиту которых предъявлен иск в суд или представлены в суд заключения - 58; в том числе:
- о месте жительства детей - 28 детей;
- об участии в воспитании детей отдельно проживающих родителей - 28 детей;
- об общении с детьми бабушек, дедушек и других родственников - 2 детей.
7) Число поступивших сообщений о нарушении прав детей -72.




В соответствии с Постановлением Кабинета Министров от 18.12.2007 г. № 732 «О мерах по обеспечению жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения» в 2012 году в Альметьевском муниципальном районе гражданам данной категории, состоящим на учете, были выданы 9 именных сертификатов.
Для сравнения:
В 2008 году (декабрь) – 7 сертификатов;
В 2007 году по договору найма жилого помещения № 014 от 22.02.2007 г. гражданам Серебрий А.В., 19.04.1981 года рождения, Серебрий П.В., 03.08.1985 года рождения, Серебрий А.В., 07.03.1989 года рождения, выдали трехкомнатную квартиру по адресу: РТ, г. Альметьевск, ул. Энергетиков, д. 18, кв. 59.
В 2010 году Вильданову Альберту Насиховичу, 09.03.1986 года рождения, выдана однокомнатная квартира по адресу: РТ, г. Альметьевск, ул. Гафиатуллина, д. 12А, кв. 59 (договор соц.найма № 91 от 05.03.2010 года).
На учете в Управлении «Опека» состоят 50 лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в жилищном отделе исполкома на получение внеочередного жилья.
В 2011г. 224сертификата, в 2012 г. - 9 сертификатов.
Необходимо отметить, что за 2012 год специалистами подготовлено более 1 230 постановлений об отчуждении жилплощади несовершеннолетних; 300 постановлений о разрешении приватизации без участия несовершеннолетних; 13 постановлений о вступлении в брак до 18 лет.
Исходя их итогов прошедшего года, а также для дальнейшей организации деятельности Управления намечены цели и задачи на 2012 год, а именно:
 тщетное выявление детей и семей, нуждающихся в помощи, на более ранней стадии неблагополучия (так называемые внешне благополучные семьи);
 организация помощи (социально-правовой, медицинской, психологической, психотерапевтической, педагогической) с целью стабилизации обстановки, улучшения детско-родительских отношений, межличностных взаимоотношений и микроклимата в семьи;
 реализация единой государственной политики в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа;
 обеспечение приоритета семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
 усиление контроля за условиями проживания, воспитания и обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.




































Последнее обновление: 16 апреля 2014, 14:36

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International
Яндекс цитирования